Средства массовой информации и соцсети трубили о том, что в день открытия магазина в Латвии начнется суматоха, давка, жажда купить побольше и подешевле, как случается в черную пятницу.
Но ожидания не оправдались. У латвийской Икеи 30 августа выстроилась очередь, покупатели вели себя спокойно и интеллигентно. Ровно в момент открытия, в 10.00 граждане без суматохи и криков тихо поднялись по эскалатору и разбрелись по отделам магазина.
Многие люди были уверены, что в городе повторится примерно то же, что происходило в ночь черной пятницы в Америке. Удостоверившись, что здесь другая обстановка, они шутили, что латвийцы настолько безобидны и тихи, что самый большой погром, который они когда-либо устраивали – это кидание куриных яиц в парламентское здание.
Тем не менее, администрация магазина, полиция, медицинские сотрудники, охранники дежурили рядом с Икеей. Они насторожились газетными статьями, которые гласили, что ожидается крупное событие года и произойдет сенсация.
Препарирование психологии покупателя
Многие люди, придя на открытие гигантского магазина, захватили с собой семьи. Первой посетительницей стала Мара. Она привела с собой супруга, двоих братьев с их пятью детьми.
Она говорила в интервью: «Мы с мужем отпросились с работы еще 2 недели тому назад, как только узнали, что у нас открывается Икея. Безусловно, мы что-нибудь приобретем, без покупок не останемся. Но нам больше хочется посмотреть на этот замечательный магазин. Это часть нашей культурной программы. Еще мы будем сравнивать цены. Я побывала в разных магазинах Икеи – в Германии, Польше, Швеции. Цены везде разные. В Литве самые высокие цены, в Германии – самые дешевые».
Другой посетитель – студент Кристс Милинготс поведал о лечении шопингом. Сказал, что это особенности века. «Наступило такое время, когда множество людей приходят в такие магазины, чтобы расслабиться, отдохнуть. В психологии появился термин «психологический шопинг». Посмотреть – самое важное. Я учусь на психологическом факультете, в этом году я закончу университет. Я пишу научную диссертацию о психологии человека в агрессивной потребительской среде».
Мэр города и бревно
Торжественное открытие Икеи в Риге отличилось своей креативностью. Не было классического разрезания ленточки. Пилили бревно. В этом участвовал мэр Нил Ушаков. Его помощницей была председатель думы Вита Паулане.
Мэр не так давно звал магазин в Ригу, но сообразительные литовцы поступили хитро. Они открыли Икею у самой границы к городу, но уже он расположился в Стопиньской волости. А там цены за коммунальные услуги, стоимость земли гораздо ниже, чем в городе.
Мэр все равно в лишний раз показался на глаза избирателям. Хотя он не баллотируется в Сейм, но его партии нужно быть на виду.
Однако открытие мебельного магазина стало событием не для всех жителей. Некоторые мебельные организации прекратили свою деятельность. Они поняли, что не в состоянии конкурировать с гигантом.
В распилке бревна также принимала участие руководитель латвийской Икеи Инга Филипова родом из Литвы. Она дала интервью и сказала, что наконец-то набрали недостающий персонал, их них большинство – латвийцы. В первую очередь старались брать на работу латышей. В Икее много сотрудников, которые не говорят ни по-латышски, ни на русском. Они разговаривали на литовском и английском языке.
Латыши среди сотрудников были, но незначительное количество. Многие сотрудники прибыли из провинций, деревень. Их приняли на работу в Икею.
Среди персонала нового магазина есть латыши. Множество людей приехало из провинций, близлежащих деревень. Они ус троились в Икею. И почти ни одного слова не знали на русском языке.
Поскольку в Риге большинство населения русскоязычное, было бы разумно нанимать сотрудников, знающих как минимум 2 языка – местный и русский. Получается нелепо и непрофессионально. Поразил ответ одной продавщицы, когда ее спросили, где отыскать настольную лампу. На что она ответила:« Я по-русский вас не понимать. Извините. Лудзу блакус иеет».
Администрация Икеи уже сталкивалась в Латвии с такой проблемой. Это мешает работать бизнесменам – не отыскать работников, потому что все уехали в более благополучные государства.
Парадокс дня – Швеция пришла в Латвию, латвийцы ушли в Швецию.
А теперь о сенсации: магазин Икея открылся в Риге, покупателей ожидает огромный ассортимент. Стоимость на товары радует. Но они сравнительно выше, чем в Германии.